Статья в "Энциклопедию рынка лизинга" 2009г.
Рынок лизинга строительной техники в условиях кризиса.
Российский рынок лизинговых услуг переживает не простые времена. Практически любые аналитические статьи, посвященные сложившейся в отрасли ситуации, верно характеризуют ее, как «тест на выживание» для лизинговых компаний. Масштабное снижение спроса на лизинговые услуги и отсутствие финансирования со стороны банковских структур остановило деятельность большинства лизинговых операторов в четвертом квартале 2008 года. В первом полугодии 2009 года ситуация вряд ли изменится к лучшему. В условиях резкого сокращения объема лизинговых услуг направление строительной техники следует общей негативной тенденции на рынке, однако имеет и свою специфику.
Лизинг строительной и специальной техники с начала 2000-х был одним из «локомотивов» роста рынка финансовой аренды. Именно востребованность лизинга спецтехники, высокий рост числа и объема совершаемых сделок, имевшие место вплоть до середины 2008 года, стали основной причиной текущих просрочек и дефолтов. Рассмотрим ситуацию более подробно.
Строительный сектор экономики стабильно рос не менее чем на 10% в год, а перспективы рынка жилой и коммерческой недвижимости казались его участникам как минимум стабильными. Даже несмотря на ощущение «перегретости» данных направлений в конкретный период времени общие статистические показатели (например, количество метров жилой и коммерческой недвижимости на одного жителя РФ) говорили о долгосрочной тенденции роста в строительной отрасли. Именно поэтому компании-лизингополучатели считали инвестиции в основные фонды абсолютно разумными, а услугу лизинга – безрисковым и эффективным методом наращивания производственной базы. Спрос на финансовую аренду со стороны стройкомплекса, таким образом, ежегодно увеличивался, при этом эффективность масштабных закупок техники по лизинговым схемам отнюдь не всегда просчитывалась лизингополучателями.
В свою очередь лизингодателей, помимо позитивной оценки перспектив строительного комплекса, прельщала высокая ликвидность строительного оборудования, а, следовательно, быстрый возврат денежных средств в оборот лизинговой компании в случае дефолта лизингополучателя. Учитывая существенное ежегодное повышение цен на любые виды спецтехники, как новой, так и подержанной, даже при минимальных размерах аванса лизингодатель не должен был понести существенные потери в случае расторжения сделки. Серьезным фактором снижения рисков лизинговой компании также являлось (и является) наличие процедур государственной регистрации большинства видов строительной, дорожно-строительной, прочей специальной техники.
Все эти факторы создавали иллюзию безубыточности вложений, способствовали сначала бурному росту рынка лизинга спецтехники, а потом и резкому обострению конкуренции . Как следствие, снижались требования к клиентам, вводились схемы экспресс-лизинга, финансовое состояние лизингополучателей практически не анализировалось.[1]Кроме того, поточный метод заключения лизинговых сделок не всегда сопровождался действенными системами мониторинга техники и отработанной, не создающей юридических рисков, технологией заключения договоров. Кроме того, поточный метод заключения лизинговых сделок не всегда сопровождался действенными системами мониторинга техники и отработанной, не создающей юридических рисков, технологией заключения договоров.
Важно отметить, что даже в случае проведения финансового анализа лизингополучателя существенные риски по сделке так и оставались «не закрытыми». Ведь строительный бизнес во многом и по разным причинам оставался не прозрачным для кредитора. К сожалению, не всегда отслеживалось и качество кредитной истории заемщика, в том числе и дисциплина по оплате лизинговых платежей. Ошибки совершались и при финансировании сделок с крупными предприятиями. Лизингодатели, как и банки, не дооценивали зависимость таких компаний от краткосрочного финансирования и не придавали серьезного значения риску потери ликвидности клиентом.
Именно вышеуказанные причины сделали лизинг спецтехники доступным для не эффективных компаний, а зачастую и для мошеннических схем.
В момент резкого сокращения ликвидности, оттока инвестиционных средств с рынка стройкомплекс, как быстрорастущая отрасль с высоким уровнем соотношения заемных средств и собственных средств, пострадал в первую очередь. Естественно в строительной отрасли, гораздо быстрее и масштабнее проявились и ошибки допущенные финансовыми структурами, в том числе и лизингодателями. Уверенно можно сказать, что сегодня не существует ни одной лизинговой компании, которая не имела бы в своем портфеле клиентов-строителей допускающих просрочки лизинговых платежей. К сожалению, у многих число таких клиентов измеряется десятками, а объемы просрочек сотнями миллионов рублей.
Факторы восстановления спроса.
Период восстановления и роста лизинга спецтехники в первую очередь будет зависеть от восстановления платежеспособного спроса, а также от наличия источников финансирования у лизинговых компаний. Проблема привлечения денежных средств является актуальной для заключения лизингового контракта на любое оборудование и технику. Поэтому более интересным будет рассмотреть факторы, влияющие на рост спроса на лизинг со стороны строительной отрасли. Несомненно, что в разных сегментах строительства ситуация в 2009 году будет развиваться по-разному.
Динамика роста в сфере жилищного строительства во многом зависит от ожиданий потребителей в данном сегменте. По данным ВЦИОМ около 56% россиян нуждаются в улучшении жилищных условий. Крайнюю потребность в улучшении жилищных условий высказывают 21% россиян. Таким образом, существует отложенный первичный (а не инвестиционный) спрос на жилье, который сейчас сдерживается исключительно ожиданиями потребителей, их уверенностью в дальнейшем падении стоимости жилья. Даже в отсутствие ипотечных программ по низким ставкам, можно сделать вывод о восстановлении достаточно существенной части спроса, после того как на рынке жилой недвижимости будет установлена справедливая цена за квадратные метры. Ведь ипотечные сделки и в момент пика ипотечного кредитования не занимали более 11 % на рынке. Необходимо также учитывать, что до 80% сделок купли-продажи недвижимости являлись альтернативными, то есть не требующими от покупателей крупных сумм денежных вложений.
Восстановление спроса почти сразу приведет и к нормализации положения в строительстве, а потом к постепенному росту спроса на лизинг со стороны подрядных организаций. Стабилизации будет способствовать и заявленная политика государства, которое намеренно поддержать жилищное строительство вдвое увеличив затраты бюджета на решение жилищных проблем россиян.
Гораздо сложнее прогнозировать темпы восстановления сектора коммерческой недвижимости, где динамика спроса на новые объекты будет целиком зависеть от оживления российской экономики в целом. Как и в секторе жилой недвижимости, рынок офисов, торговых площадей, складской недвижимости сейчас ищет справедливую цену за квадратные метры, а так и не построенные и выставленные на продажу объекты ждут новых инвесторов. От желания и возможностей последних целиком будет зависеть активизация подрядчиков работающих в данном сегменте.
Нельзя забывать, что огромную роль на рынке лизинга спецтехники играет сектор промышленного строительства, а также дорожно-строительная отрасль, находящаяся в ведении министерства транспорта.
Что касается дорожно-стоительного сегмента, то данное направление более стабильно, однако также переживает не лучшие времена. В 2009 году только расходы федерального бюджета в части строительства и ремонта автодорог будут снижены примерно на 15 процентов. С финансированием региональных проектов, скорее всего, ситуация будет еще более сложная. Тем не менее, планы дорожно-строительного комплекса в 2009 году достаточно масштабны. В текущем году будет построено 350 км новых дорог и 700 км по второй стадии строительства дороги Чита—Хабаровск. Будет продолжено строительство строительство трассы «Дон», дороги Москва—Санкт-Петербург, и конечно же дорожных объектов в Сочи.[2]
Строительство различного рода инфраструктурных и промышленных объектов будет сильно зависеть от состояния инвестиционных программ конкретных отраслей и даже конкретных заказчиков. Например, в таком серьезном сегменте потребления спецтехники, как нефтедобыча при среднегодовой цене на нефть 40 долларов за баррель прогнозируется сокращение капитальных вложений на 19% по сравнению с 2008 годом. Однако основные отложенные проекты находятся в стадии геологоразведки и в области переработки, то есть строительство и ремонт нефтяных скважин и соответственно спрос на спецтехнику со стороны сервисных компаний принципиально не снизится. До конца 2009 года планируется также достройка таких серьезных проектов как ВСТО, строительство первой очереди которого предполагается завершить 25 декабря 2009 года. Только затраты ОАО «АК Транснефть» на строительство первой очереди трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в 2009 году составят около 95 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей будет выделено на строительство трубопровода «Сковородино-Дацин»[3]..строительство первой очереди которого предполагается завершить 25 декабря 2009 года. Только затраты ОАО «АК Транснефть» на строительство первой очереди трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в 2009 году составят около 95 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей будет выделено на строительство трубопровода «Сковородино-Дацин».
Основные тенденции на рынке в 2009 году
В целом, никто не сомневается, что после кризиса рост российской экономики продолжится, а ее восстановление начнется как раз с отраслей, которые ранее занимали лидирующие позиции, в том числе и со стройкомплекса. Однако кризис еще не закончен, а лизинговым компаниям, не находящимся в предбанкротном состоянии, необходимо возобновлять работу уже сейчас. Стимулом к этому являются, в том числе и серьезные выплаты по налогу на добавленную стоимость, которые предстоят лизингодателям, так и не возобновившим свою деятельность, не закупающим оборудование и поэтому не обладающим потоком «входящего» НДС.
На ближайший период достаточно не сложно прогнозировать наиболее логичные тенденции на рынке строительной техники. Приведем некоторые из них.
Столкнувшись с затовариванием на рынке подержанной техники, лизинговые компании обязательно предложат льготные программы по уже изъятому оборудованию. Такая тенденция наблюдается уже сегодня.
Должны появляться и специальные программы на лизинг новой техники и оборудования. Рост тарифов в системе лизинга пока неизбежен, поэтому разумным является дальнейшее расширение сотрудничества с поставщиками, поиск совместных путей удешевления лизингового продукта.
Понимая недоступность банковских кредитов для многих строительных компаний, стоит ожидать активизации спроса на возвратный лизинг, которая будет вероятно поддержана лизинговыми компаниями. Работа в сфере возвратного лизинга часто критикуется лизингодателями. Среди основных недостатков этого продукта – массовое применение мошеннических схем. Однако право собственности на строительную технику регистрируется Гостехнадзором или органами ГИБДД, что ограничивает возможности недобросовестных получателей.
Как и в других сегментах будут пересмотрены системы оценки клиентов. Уже сейчас практически повсеместно сокращены программы экспресс-лизинга спецтехники, и, в отличие от легкового транспорта их применение, даже при условии окончания кризиса, вряд ли возобновится в краткосрочной перспективе. В текущий момент целесообразным будет более внимательный анализ бизнеса клиента, а не оценка перспективности проекта только на основании ликвидности предмета лизинга. Такому подходу будет способствовать и негативный опыт по борьбе с неплательщиками накапливаемый лизинговыми компаниями в текущий момент. Дело в том, что изначальное предположение о возможности изъять предмет лизинга во внесудебном порядке сегодня не находит своего подтверждения. Практика показывает, что если лизингополучатель не соглашается отдать технику добровольно, практически единственным способом вернуть ее оказывается судебный процесс, минимальный срок которого составляет 2-3 месяца. Учитывая право лизингополучателя обжаловать решение суда первой инстанции, подавать встречные иски, судебное разбирательство может затянуться на гораздо более долгий срок. К его окончанию компания – лизингополучатель возможно прекратит деятельность, реализует активы, на которые можно обратить взыскание, а предмет лизинга будет приведен в негодное для эксплуатации состояние.
Вышеназванные причины приведут и к массовой коррекции условий договоров лизинга в части их ужесточения. Разумным представляется и усиление контроля за предметом лизинга. Например, более массовое применение должны получить GPS системы слежения за транспортом и техникой.
В текущий момент должны быть изменены акценты и при анализе финансового состояния строительного предприятия. К сожалению, динамичное развитие кризиса, может резко влиять на деятельность любой строительной организации в очень короткий срок, превращая ее из высоко прибыльного предприятия в компанию с отрицательной рентабельностью. В сегменте строительства эта тенденция особенно актуальна. Таким образом, показатели официальной бухгалтерской отчетности могут совершенно не отражать реального положения дел клиента и их рассмотрение без анализа текущего объема выполнения подрядов, чистого денежного потока предприятия, может дать категорически не верную картину. Конечно же, внимательному рассмотрению также подлежит и исполнение предприятием своих обязательств перед кредиторами.
Лизинговым копаниям стоит обратить внимание и на сегодняшние изменения в законодательстве, связанные с переходом от привычной системы лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли. Сотрудничество со вновь создаваемыми СРО вероятно позволит сделать отношения лизингодателей с клиентами- строителями гораздо более прозрачными и упростит процедуру принятия решений о финансировании лизинговых проектов.
В целом, любым финансовым структурам важно понимать, что на рынке остается очень существенное количество компаний стабильно работающих в сфере строительства, дорожного строительства, производства строительных материалов. Многие из них уже полностью перестроили свой бизнес, адаптировали его к кризисным условиям и заинтересованы в новых лизинговых проектах уже сейчас.
[1] Для справедливости надо заметить, что еще большими темпами и зачастую, безосновательно, росли объемы кредитования строительных предприятий.
[2] Согласно информации Федерального дорожного агентства
[3] Данные ИА «Телеинформ»
Возврат к списку